Исследования демонстрируют нам, что дистанционная форма образования это не просто обучение, обеспечивающее интерактивность взаимодействия двух сторон процесса обучения, но еще и процесс, реализующийся посредством уникальной дидактической системы, компоненты которой далеко не всегда аналогичны традиционным.
Отличия от классической системы
В классической дидактике, представляющей собой систему развития традиционного образовательного процесса, есть всего лишь семь элементов. Это:
1. Цель
2. Содержание
3. Преподаватель
4. Обучаемый
5. Средства
6. Методы
7. Формы
Исследование такой формы обучения, как дистанционная, выделяют в ней еще 5 дополнительных компонентов. Дидактическая система увеличивается такими элементами как:
1. Правовой
2. Учебно-материальный
3. Экономический
4. Контрольный (идентификационный)
5. Маркетинговый
Естественно, в классической дидактике канонического образовательного процесса подобные функции тоже имеют место, но они не имеют нужной значимости, чтобы быть выделенными в качестве отдельного элемента. Дистанционная же форма обучения не может без них обойтись. Попытаемся пояснить каждый из них.
Общая структура компонентов
1. Цель
Это знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы согласно заданной модели специалиста, что по стандартам должен был бы выйти из стен образовательного заведения.
2. Содержание
Тот же заказ государства и социума, но уже переработанный для применения в педагогике. Модель работы для достижения нужной цели.
3. Обучающиеся
Студенты или слушатели, как их называть государство еще не определилось точно. Однако они обязательно получают возможность обретать знания по содержанию, обеспечиваясь и общением друг с другом или с преподавателем.
4. Преподаватели (тьюторы)
Специалисты именно по дистанционной форме образования, понимающие все системы взаимодействия при подобной форме обучения. Это не обязательно штатные преподаватели в вузе.
5. Методы
Применяется 5 общих методов дидактики.
6. Средства
Все, посредством чего можно обретать знания, включая и базы данных с удаленным доступом.
7. Формы обучения
Уроки и семинары относятся к этой структуре. При удаленном обучении самостоятельная работа – самая распространенная форма.
8. Правовой компонент
Законодательство регулирует всю работу системы удаленного образования, и сегодня в нашей стране этот компонент не получает должного внимания.
9. Материальный компонент
Обеспечение средствами обучения слушателей – важнейшая часть при дистанционной форме обучения.
10. Экономический компонент
Обеспечивается тем, что дистанционное образование – это продажа знаний на свободном рынке
11. Контроль
Проводится на иных условиях, нежели при традиционном обучении, имеет решающее значение
12. Маркетинг
Стратегия управления с учетом в первую очередь потребностей рынка, потребителей, конкуренции