Главная >>> Дистанционное обучение >>> Дистанционная форма обучения как дидактическая система

Дистанционная форма обучения как дидактическая система

Исследования демонстрируют нам, что дистанционная форма образования это не просто обучение, обеспечивающее интерактивность взаимодействия двух сторон процесса обучения, но еще и процесс, реализующийся посредством уникальной дидактической системы, компоненты которой далеко не всегда аналогичны традиционным.

Отличия от классической системы

В классической дидактике, представляющей собой систему развития традиционного образовательного процесса, есть всего лишь семь элементов. Это:
1.    Цель
2.    Содержание
3.    Преподаватель
4.    Обучаемый
5.    Средства
6.    Методы
7.    Формы
Исследование такой формы обучения, как дистанционная, выделяют в ней еще 5 дополнительных компонентов. Дидактическая система увеличивается такими элементами как:
1.    Правовой
2.    Учебно-материальный
3.    Экономический
4.    Контрольный (идентификационный)
5.    Маркетинговый
Естественно, в классической дидактике канонического образовательного процесса подобные функции тоже имеют место,  но они не имеют нужной значимости, чтобы быть выделенными в качестве отдельного элемента. Дистанционная же форма обучения не может без них обойтись.  Попытаемся пояснить каждый из них.

Общая структура компонентов

1.    Цель
Это  знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы согласно заданной модели специалиста, что по стандартам должен был бы выйти из стен образовательного заведения.
2.    Содержание
Тот же заказ государства и социума, но уже переработанный для применения в педагогике. Модель работы для достижения нужной цели.
3.    Обучающиеся
Студенты или слушатели, как их называть государство еще не определилось точно. Однако они обязательно получают возможность обретать знания по содержанию, обеспечиваясь и общением друг с другом или с преподавателем.
4.    Преподаватели (тьюторы)
Специалисты именно по дистанционной форме образования, понимающие все системы взаимодействия при подобной форме обучения. Это не обязательно штатные преподаватели в вузе.
5.    Методы
Применяется 5 общих методов дидактики.
6.    Средства
Все, посредством чего можно обретать знания, включая и базы данных с удаленным доступом.
7.    Формы обучения
Уроки и семинары относятся к этой структуре. При удаленном обучении самостоятельная работа – самая распространенная форма.
8.    Правовой компонент
Законодательство регулирует всю работу системы удаленного образования, и сегодня в нашей стране этот компонент не получает должного внимания.
9.    Материальный компонент
Обеспечение средствами обучения слушателей – важнейшая часть при дистанционной форме обучения.
10.    Экономический компонент
Обеспечивается тем, что дистанционное образование – это продажа знаний на свободном рынке
11.    Контроль
Проводится на иных условиях, нежели при традиционном обучении, имеет решающее значение
12.    Маркетинг
Стратегия управления с учетом в первую очередь потребностей рынка, потребителей, конкуренции